Евангелист богатства – Мир – Коммерсантъ

Эндрю Карнеги известен, кажется, всему миру. Кто-то знает про знаменитый Карнеги-холл в Нью-Йорке, кто-то бывал в разбросанных по миру библиотеках Карнеги, кто-то слышал о Фонде Карнеги. Однако Эндрю Карнеги вошел в историю не только своей благотворительностью и убеждением, что богатство не столько благо, сколько ответственность. Он был одним из самых успешных (и богатых) предпринимателей своего времени, а по современным меркам — еще и преступником.

Маменькин сынок

Семья Эндрю Карнеги, несмотря на бедность, была довольно известной в родном городке Данфермлин в Шотландии. Отец, Уильям Карнеги, был ткачом и известным активистом, членом чартистского движения, из которого потом произойдет движение профсоюзное. В семье его жены Маргарет тоже было много защитников прав рабочих. У Карнеги (ударение на Е, как любили подчеркивать в семье) было два сына — Эндрю, родившийся в 1835-м, и Томас, которого Маргарет родила в 1843 году.

В доме всем заправляла Маргарет. Именно она, когда Уильям, как и прочие ткачи-кустари, остался без работы из-за открытия ткацкой фабрики в Данфермлине, настояла на переезде в Америку. Там, в городке Аллегейни в Пенсильвании (теперь — пригород Питсбурга) у нее были родственники. Произошло это в 1848 году.

Уильям устроился на местную хлопковую мануфактуру, куда позднее привел работать и своего сына, когда тому исполнилось 12 лет.

Но Маргарет совершенно не хотелось, чтобы ее старший сын повторил судьбу отца. Поэтому она настояла на том, чтобы он поступил в вечернюю школу и начал учиться еще и на дому. А когда Эндрю исполнилось 14, и Маргарет решила, что учеба дала свои плоды, она уговорила сына сменить работу.

Считается, что именно она постаралась, чтобы сына взяли телеграфистом в железнодорожную компанию. Да не в абы какую, а в одну из крупнейших в стране — Pennsylvania Railroad Company.

На новом рабочем месте Эндрю Карнеги прослыл вундеркиндом. В отличие от куда более опытных телеграфистов он умел расшифровывать азбуку Морзе на слух.

Однажды свидетелем этого стал зашедший в комнату телеграфистов Томас Скотт — управляющий железнодорожной компанией. Говорят, он был настолько поражен этой способностью подростка, что буквально тут же предложил ему повышение. Так в 1853 году в возрасте 18 лет Эндрю Карнеги стал помощником и личным телеграфистом одного из самых влиятельных людей не только Pennsylvania Road Company, но и всего штата.

Хороший ученик

Постепенно Скотт начал относиться к Эндрю не просто как к хорошему помощнику, но и как к преемнику. Рассказывают, что однажды в воскресную смену Карнеги на железной дороге произошла катастрофа — поезд сошел с рельсов. Босса в конторе не было, никто из сотрудников не спешил проявлять инициативу. Работа дороги могла быть парализована на несколько суток. Эндрю посчитал это неправильным.

Он отправил несколько телеграмм на место аварии, с вполне внятными распоряжениями по поводу восстановления движения на дороге. Проблема была решена, компания избежала огромных убытков, а Томас Скотт не только не обиделся за то, что его секретарь воспользовался его подписью, но еще активнее стал привлекать юношу к делам компании.

У Эндрю Карнеги появилась уникальная возможность наблюдать за работой (и в какой-то степени участвовать в ней) крупнейшей железнодорожной компании страны, а вместе с тем и за работой многих других предприятий. Он был в курсе операций компании, того, как она взаимодействует с другими. Карнеги получал бесценный опыт, а в 1859 году, когда ему было всего 24 года, он сменил Скотта, получившего повышение, на посту управляющего компанией.

Карнеги не только управлял компанией, но и делал собственные инвестиции. Большинство из них сейчас было бы расценено как преступное использование инсайдерской информации.

К примеру, по службе он знал, что железнодорожные компании (не только его, но и все в стране) планируют начать более широкое использование спальных вагонов. Патентами на такие вагоны владела Woodruff Sleeping-Car Company. Эндрю Карнеги стал ее акционером. А потом, используя свои связи и связи своего патрона и ментора Томаса Скотта, он помог этой компании объединиться с другим производителем спальных вагонов — Pullman Palace Car Company.

Ожидаемый рост строительства железнодорожных мостов подвиг его на покупку акций Keystone Bridge Company. Кроме того, Карнеги стал акционером нескольких компаний, выпускавших рельсы для железных дорог.

На чем сделал состояние первый долларовый миллиардер

В годы Гражданской войны он стал одним из самых важных людей в военной машине северян, получив должность руководителя военных железных дорог и телеграфных сетей одного из театров военных действий. В назначении большую роль сыграл все тот же Томас Скотт, ставший к этому времени заместителем военного министра.

Война не только укрепила позиции Эндрю Карнеги, но и помогла еще лучше понять, где он может заработать. Железным дорогам нужен был металл, и после окончания войны, в 1865 году, Карнеги ушел из железнодорожной компании, решив заняться инфраструктурой и сырьем.

Говорят, что и это свое решение он принял после разговора не только с Томасом Скоттом, но и со своей матерью. К этому времени годовой доход Эндрю Карнеги составлял $50 тыс. (к примеру, президент США получал $25 тыc в год).

Изобретатель бизнеса

Главным своим бизнесом после войны Карнеги сделал инфраструктурную компанию Keystone Bridge Company. А еще начал вкладывать средства в сталелитейную промышленность — инсайдерская информация, к которой Эндрю имел доступ, свидетельствовала о том, что железнодорожные компании готовятся заменить рельсы из чугуна стальными.

Впрочем, Карнеги не остановился на простой покупке компаний. Именно в это время он проявил себя безусловным новатором.

В 1872 году Карнеги приобрел сталелитейную компанию J. Edgar Steel Works (позже превратившуюся в Carnegie Steel Company) и внедрил там новомодный для Америки бессемеровский процесс превращения чугуна в сталь, что сделало его продукцию дешевле и качественнее.

Кроме того, он ввел жесткий учет всего, что связано с расходами и производством. Для тогдашней Америки это тоже было определенным новшеством. В результате его Carnegie Steel сумела завоевать (в том числе и откровенным демпингом) лидирующие позиции на американском рынке стали, а сам Эндрю Карнеги стал настоящим стальным королем Америки.

В том, что касалось бизнеса, Карнеги был перфекционистом, и список его новаций на этом, конечно, не закончился. Он придумал новый способ расширения производства и сокращения расходов. До него компании развивались горизонтально. Так поступал, например, нефтяной король Америки, Джон Рокфеллер, добившийся рыночного лидерства, скупая конкурентов.

Карнеги же принялся скупать не другие сталелитейные компании, а компании, поставлявшие ему все необходимое для производства стали. У него были собственные железорудные и угольные шахты. Руда и уголь доставлялись на его заводы собственными железнодорожными составами и кораблями. Карнеги стал отцом вертикального развития бизнеса, сделав свою компанию независимой от настроений поставщиков и обеспечив ее собственным дешевым сырьем.

В 1889 году Соединенные Штаты впервые обогнали Великобританию в производстве стали. Во многом благодаря Эндрю Карнеги, который к этому времени стал одним из самых богатых и самых влиятельных людей страны.

Апостол

Карнеги был не только промышленником. Он был и весьма успешным (как не услышать одного из самых богатых людей страны?) идеологом.

Если у современного движения «миллионеров-патриотов» есть идеолог, то это, разумеется, Эндрю Карнеги. Стальной король Америки написал много книг, но самым главным его трудом принято считать статью «Богатство», которую он опубликовал в июне 1889 года в журнале «Североамериканское обозрение». В довольно короткой статье, которая теперь известна как «Евангелие от Богатства», он представил то, что считал главным для бизнесмена.

Бизнесмен, полагал Карнеги, обязан работать, увеличивая свое богатство. Он же обязан и тратить его на благо других. В этом его ответственность перед миром. «Богач, умирающий богатым, умирает обесчещенным»,— считал он.

Его призыв был услышан. Знакомые-миллионеры принялись едва ли не соревноваться с ним в благотворительности. В прессе за ним закрепился имидж «миллионера с сердцем рабочего».

Этому образу, впрочем, мешало одно обстоятельство: великодушие Эндрю Карнеги не распространялось на его собственные заводы. Рабочие Карнеги работали по семь дней в неделю с одним выходным в год.

В 1892 году произошла катастрофа: на заводе в Хомстеде началась всеобщая забастовка. Управляющий, потерпев недовольство рабочих неделю, вызвал сотрудников знаменитого агентства Пинкертона, чтобы они помогли штрейкбрехерам пройти на завод. Позже в дело вмешались власти штата. Беспорядки были подавлены силами Национальной гвардии.

В историю это событие вошло под разными названиями — от нейтральной «Забастовки в Хомстеде» до «Хомстедской резни» и «Битвы при Хомстеде». В ходе столкновений с обеих сторон погибло 15 человек, было ранено более 40.

Карнеги так и не удалось полностью восстановить свою репутацию после этих событий, даже при том, что главным злодеем в истории выступил не он, а управляющий Генри Клэй Фрик. Фрик считался правой рукой миллионера, а потому виновным общество все равно сочло именно Карнеги.

Благодетель

Своим бизнесом после хомстедской трагедии Карнеги занимался менее десяти лет. В 1900-м прибыль его сталелитейной корпорации составила $40 млн, а через год он за $480 млн продал весь свой бизнес Джону Пирпонту Моргану, который как раз создал собственную United States Steel Corporation. Говорят, что Морган сам обратился к Карнеги с предложением выкупить его бизнес.

По легенде (которая вполне может соответствовать действительности), Карнеги написал сумму на клочке бумаги и передал его посланцу Моргана. Когда бумажка оказалась в руках Моргана, тот едва взглянул на сумму. «Передайте ему, что я согласен»,— проговорил он.

Как Джон Пирпонт Морган стал самым влиятельным финансистом в США

Последние 18 лет своей жизни (а умер он в 1919 году) Карнеги посвятил благотворительности и семье. Именно в таком порядке. Он поздно женился — в 1887-м, через год после смерти матери, которой он был бесконечно предан и без совета которой не принимал, кажется, ни одного важного решения. В 1897 году у него родилась дочь, которую он назвал в честь матери, Маргарет.

К этому времени Эндрю Карнеги был уже известным филантропом. Визитной карточкой благотворительности Карнеги стало открытие библиотек в США, Великобритании и других странах. В общей сложности было построено 2509 таких библиотек. Библиотеку Карнеги в Данфермлине в 1881 году закладывала специально приехавшая в родной город Маргарет Карнеги.

В 1891-м на деньги Карнеги был открыт один из самых известных концертных залов в мире — Карнеги-холл. Через четыре года был создан Институт Карнеги в Питсбурге, управляющий многочисленными музеями, которые Карнеги подарил городу.

А уже удалившись на покой, Эндрю Карнеги создал несколько трестов, благотворительных организаций в разных областях. На все это Карнеги передал $350 млн, разделив их между Британской империей ($62 млн) и Соединенными Штатами ($288 млн). Его главными фондами стала Carnegie Corporation of New York, крупнейшая из созданных им благотворительных организаций, целью которой было «развитие и распространение знаний и понимания в народе Соединенных Штатов». Корпорация обеспечивает деятельность университетов, колледжей, школ, библиотек, а также научные исследования и помогает студентам, желающим получить юридическое, медицинское или экономическое образование.

Среди прочих известных организаций — Carnegie Trust for the Universities of Scotland в Эдинбурге, финансировавший четыре основных университета в Шотландии и оказывавший помощь шотландским студентам. Carnegie United Kingdom Trust, чья штаб-квартира располагалась в родном Данфермлине, спонсировал строительство библиотек, театров, школ и детских садов, а также других учреждений, связанных с искусством и образованием. Carnegie Institution of Washington спонсирует научные исследования в разных областях, а Carnegie Endowment for International Peace (известный как Фонд Карнеги) был создан для распространения информации для пропаганды мира и понимания между народами.

После смерти Эндрю Карнеги (к тому времени он уже фактически раздал большую часть своего богатства, а потому умер, в соответствии с его собственным представлением, честным человеком), выяснилось, что жене и дочери достается только часть его оставшегося капитала. Остальное также ушло на благотворительные цели.

Вячеслав Белаш

https://www.kommersant.ru/doc/5340830

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *