Беженцы в Ростовской области: как им помогают волонтеры, НКО и жители региона

Беженцы в Ростовской области: как им помогают волонтеры, НКО и жители региона

Фото: комитет по молодежной политике РО

Беженцы из Мариуполя заходят в Ростовскую область через таможенный пункт в районе Весело-Вознесенки. По нашим очень приблизительным оценкам, в сутки через этот пункт проходит не менее тысячи человек. Это несколько впечатлений от дежурства здесь вместе с волонтерами. 

В этом месте работают волонтеры, которым власти разрешили кормить прибывающих людей, как-то помогать им. В принципе на пунктах пропуска не кормят, не поят кофе, не дают позвонить по России или таблетку от головной боли, но сейчас временно волонтерам разрешили помогать приезжим – и уже за это спасибо. Я сам отдежурил одну из смен и хорошо понимаю, в каком состоянии люди приезжают, особенно те, кого привозят автобусами. Поясню, автобусами приезжают те, кто фактически из Мариуполя выбирался пешком, они особенно в плохом состоянии.

Одна молодая семья с тремя детьми мне рассказала, что в их многоквартирный дом были прилеты, но в момент, когда рядом с домом припарковался украинский танк, они решили, что пора: вышли из дома и пошли. До выхода из города можно не дойти. Есть риски попасть под артобстрел, риски быть убитыми в спину – увы, это конкретные рассказы. Одна женщина с нервным смешком рассказывала, как солдат ДНР наставил на нее автомат – потому что умудрилась выйти из дома в худи цвета камуфляжа. Ее пропустили только после тщательной проверки на наличие нацистских татуировок. Другая рассказала, что на ее глазах солдат «Азова» застрелил дедушку, которые ехал на велосипеде не в ту сторону, которую он считал правильной. Я ее ни о чем не спрашивал, она пришла и некоторое время не могла произнести ни слова, хотя пыталась, — а потом ее прорвало. Одна парочка упрашивала защитников города позволить им выйти в сторону Сартаны. Они разрешили, но не удержались и расстреляли их в спины. Это рассказывала пожилая женщина, которая выбралась. Пушистый воротник ее грязной зимней куртки был плотным слоем усеян ее собственными выпавшими волосами – деталь, говорящая сразу о многом: в каком она в данный момент физическом состоянии, сколько времени она эту куртку не снимала, а также о том, что ей уже давно не до таких глупостей, как внешний вид.

Так вот, они выходят из городов, а потом кто как добирается до мест, в которых собирают группы для отправки на автобусах в сторону Таганрога, — Безыменное, Новоазовск. Автобуса или места в автобусе можно ждать несколько дней. Я спросил у одной семьи: а раньше не было возможности выйти? А мне отвечают: «Да мы и вышли раньше – 19 марта» — а дело было 26-го. А расстояние от Мариуполя до границы в районе Весело-Воскресенки — 73 километра, меньше полутора часов езды. Но, как рассказывают люди, это расстояние иногда оказывается почти бесконечным. Те, кто едет на личном транспорте, несколько проще, хотя и тут встречаются истории: старый мужчина с золотыми зубами, который успел сказать, что работал сварщиком в Мариуполе, уверял меня, что на его личном легковом автомобиле они приехали в составе тринадцати человек. Мне очень жаль, что я не смог увидеть своими глазами, как именно они умудрились разместиться, — в это время подошла большая группа людей, которых надо была как можно быстрее накормить. У многих из этих людей трясутся руки, когда они тянутся за едой. 

Гуманитарная катастрофа не заканчивается в Мариуполе

На дорогу от Мариуполя до российской границы, протяженность которой 73 километра, вынужденные переселенцы сегодня могут тратить три, пять, семь, десять дней. Это проблема, которой можно было заняться и федеральному центру, и движениям волонтеров. Эти заметки – о том, что я видел и слышал лично во время работы волонтером в составе движения «Неравнодушные», сложившегося в течение марта для работы с прибывающими в Ростовскую область беженцами. По информации пограничного управления ФСБ по Ростовской области, за прошедшие сутки границу России пересекли более 14,5 тыс. вынужденных переселенцев из Украины. В Ростовской области семь пунктов пропуска, три – на границе с ДНР, основной поток из Мариуполя идет через них. И судя по тому, что рассказывают люди, этот поток мог бы быть гораздо больше.

Главным итогом предыдущей публикации об опыте работы в качестве волонтера, работающего с прибывающими в Ростовскую область беженцами, стали десятки обращений от желающих принять участие в такой работе. Люди писали не только из Ростовской области – и мы никому не отказывали – сводили с организаторами из движения «Неравнодушные». Когда я дежурил 27 марта, большинство волонтеров еще были из Таганрога, прибывшие из Ростова еще выглядели редким зверем. С тех пор география волонтеров расширилась. Когда мы дежурили с 5 на 6 апреля и принимали смену, прямо при нас приехала группа из Краснодара – им нужно было помочь выгрузить продукты, которые они привезли. Когда мы сдавали смену, на ночь заступали ребята из Краснодара. А с одной из точек дежурства мы забирали очень возрастную и солидную пару, нам сказали, что это врачи-добровольцы, они работали, как и все, тут сложно работать иначе. А потом на стоянке эта пара села в огромный внедорожник Cadillac с московскими номерами и уехала. Наверное, я не слишком преувеличу, сказав, что Ростовская область стала центром притяжения для волонтеров со всей России.

Людям, эвакуированным с территорий ЛДНР и Украины, еще предстоит адаптация. Беженцы остро нуждаются в помощи. Как выяснил «Эксперту Юг», жители Дона массово откликнулись на просьбу о помощи. Для тех, кто также хочет поддержать переселенцев, мы собрали полезную информацию.

Как стать волонтером в Ростовской области: краткий гайд


Все просто: необходимо зарегистрироваться на сайте DOBRO.RU. Это ресурс Ассоциации волонтерских центров. Отдельные благотворительные организации уже и так привлекают волонтеров, но с опытом подобной работы. Для того, чтобы вас приняли на волонтерскую работу, вы должны быть старше 16 лет.


Основные требования касаются отсутствия хронических заболеваний и прошедшие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19. При себе необходимо иметь паспорт. Бесплатное питание предлагается в большинстве случаев, но лучше запастись небольшой суммой денег на питание.


Впрочем, есть и свои нюансы.

Координация волонтеров происходит через ресурсный центр


На Дону координацией волонтеров, в основном занимается ресурсный центр «Донволонтер», который в свою очередь курирует региональный комитет по молодежной политике области. Как рассказал «Эксперту Юг» председатель комитета Александр Никиточкин. По его словам, граждане активно откликнулись на призыв к помощи.


С началом специальной военной операции (СВО) к работе привлечено 2654 волонтера, сообщает Александр Ниточкин. Это волонтеры-психологи, работники служб размещения, аниматоры, автоволонтеры, волонтеры для оказания помощи в гуманитарных центрах, волонтеры медицинской службы на мероприятиях, волонтеры-педагоги, волонтеры штаба и много других направлений.


Регистрация волонтеров осуществляется через единый портал добровольцев России – DOBRO.RU. На этом сайте каждый желающий может найти проект «Время помогать» и подать заявку, определив направление, по которому он готов оказывать помощь. Есть ряд ограничений: возраст – необходимо быть старше 16 лет. Также для некоторых направлений понадобится дополнительная подготовка. Так волонтер-психолог помимо наличия опыта и квалификации должен пройти специально разработанное обучение для допуска в пункты временного размещения.


Отправляясь в пункт временного размещения, волонтер проходит предварительную консультацию от старших наставников. Наставники объясняют, как отвечать на вопросы, быть эмоционально стойким и готовым к разным видам деятельности. Поскольку работы в пунктах временного размещения всегда достаточно.

Куда можно отправить гуманитарную помощь в Ростове


Для тех, кто не может заниматься волонтерской деятельностью, «Эксперт Юг» подготовил список фондов и организаций Ростовской области, занимающихся сбором гуманитарной помощи для лиц, эвакуированных с территории ДНР, ЛНР и Украины.


Во всех муниципалитетах Ростовской области, принимающих беженцев, открыты пункты по приему гуманитарной помощи. Собирают продукты, одежду, средства гигиены и канцелярские товары для детей. Распределением вещей занимаются волонтеры и руководство ПВР.

Беженцы, которые на фоне военной операции на в ЛДНР и на Украине пребывают в Ростовскую область, часто находятся в тяжелом психическом и физическом состоянии. Волонтеры круглосуточно работают с ними, отталкиваясь от реальных потребностей, выяснил «Эксперт Юг».

Директор благотворительного фонда помощи нуждающимся «Гуманитарный конвой «Быть Добру»» Оксана Симоненко рассказала «Эксперту Юг», что особенно много людей сейчас прибывает из Мариуполя, они в крайне тяжелом состоянии. Для них волонтеры готовят гигиенические наборы, наборы детского питания, кормов для животных – те, кто приезжает сейчас часто забирают с собой питомцев.

«Запросы у беженцев бывают разные — от белья до лекарств. Люди лишились всего. Украинские войска довели ситуацию до гуманитарной катастрофы. Людей использовали как живой щит. Сейчас беженцев из-под Мариуполя вывозят, в том числе, наши частные АТП. Помощь пострадавшим объединила очень разных людей. Продукты, вещи, места размещения, лекарства готовы предоставлять как простые горожане, так и организации и компании. Для эвакуированных созданы юридические службы, команда психологов-волонтёров, пункты помощи в Ростове».

Представитель штаба #МыВместе Юля Зимова рассказывает, что основные потребности по гуманитарной помощи в части предметов первой необходимости закрыты. Объем продуктов и вещей первой необходимости обеспечен, дети ходят в школу, у них есть рюкзаки и школьные принадлежности. Волонтеры выясняют потребности беженцев и, исходя из запросов, работают с партнерами, спонсорами, властями и гражданами. Например, сейчас возникла потребность в сезонной одежде.

«Сейчас волонтерские организации работают с учетом индивидуальных потребностей, — рассказывает Юлия Зимова. — Прибывающих с особыми потребностями снабжают техническими средствами реабилитации – колясками, слуховыми аппаратами и др. Для этой работы привлекаются спонсоры, в том числе, производители такой продукции. Например, компания «Мастер-слух» взяла на себя всех беженцев, имеющих проблемы со слухом, находящихся в ПВР на территории Ростовской области. Работники компании бесплатно обследуют людей, делают для них слуховые аппараты. Также работает, например, бесплатная оптика, которая изготавливает очки для беженцев с проблемами зрения. И это лишь часть примеров. Все помогают, кто, чем может».

Ранее руководитель фонда «Доброе дело» Татьяна Аладашвили рассказала «Эксперту Юг» о том, что многие волонтерские организации вынуждены были переориентировать свою работу на беженцев.

Основатель и руководитель кластера креативного обучения компании «Центр экспертного развития» координатор волонтерского движения предпринимателей «Точки Опоры» Оксана Лазарева рассказала о том, что для помощи беженцам объединились около 115 предпринимателей Ростовской области. Совместными усилиями представители бизнеса жертвуют средства и продукты для вынужденных переселенцев. Работа организации координируется с ресурсным центром поддержки волонтерства на территории Ростовской области «ДонВолонтер».

«Наше объединение предпринимателей получает заказы от «ДонВолонтер». Координаторы работают в общих чатах. Я информирую коллег из «ДонВолонтер» о наличии продуктов или каких-либо ресурсов, они оставляют заявку, и по этой заявке мы отправляем груз. Это очень удобный оперативный режим работы. Помимо продуктовой помощи, мы параллельно готовим волонтеров, так как очень важно до этой работы допускать именно подготовленных специалистов. Наши волонтеры проходят специальное обучение и могут помочь переселенцам в особенно сложных ситуациях».


https://expertsouth.ru/articles/bezhentsy-v-rostovskoy-oblasti-kak-im-pomogayut-volontery-nko-i-zhiteli-regiona/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *