Сегодня у нас активно развиваются различные благотворительные организации, союзы, ассоциации и фонды помощи. Но одним из первых у истоков благотворительности в Омске был центр помощи детям «Радуга», широко известный не только в России, но и за её пределами.
Благодаря 25-летней деятельности центра была спасена не одна детская жизнь. Корреспондент «АиФ в Омске» узнал у бессменного руководителя «Радуги» Валерия Евстигнеева, каково это — управлять крупным благотворительным фондом, какие сложности возникают в процессе работы, а также поддерживает ли он общение с семьями, получившими помощь.
О хлебе и фонде
Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Валерий Алексеевич, сколько лет вы уже в благотворительности?
Валерий Евстигнеев: «Радуга» начала свою работу по оказанию помощи детям в 1997 году. Эта деятельность велась параллельно с основной работой по бизнесу, доходные средства от которой направлялись на благотворительность, оплату труда сотрудникам организации и возмещение расходов волонтёрам. В 2001-м я окончательно оставил бизнес и занялся только «Радугой».
— Как вы пришли к идее основания фонда?
— Я видел очень бедные многодетные и малообеспеченные семьи, дети из которых по очереди ходят в школу в обуви братьев и сестёр — просто потому, что на каждого ребёнка обуви не было. Не было дома на столе хлеба: именно с него и началась моя благотворительность. Но я понял: нужно не кормить и одевать нуждающихся, а дать им возможность самим себя прокормить и одеть.
— Когда люди узнают про объявления о помощи, делятся на два противоположных лагеря. Одни уверены, что помощь — благо, и готовы, несмотря на небольшой заработок, перечислять 100-200 рублей, другие считают, что это прерогатива государства — и пусть оно занимается, например, лечением больных детей.
— Люди, которые делятся на два лагеря, не должны забывать, что болезнь никогда не спрашивает о социальном статусе, уровне доходов, вероисповедании и т. д. Помогать нужно всегда! Делать благие дела — это одно, творить — другое. Так вот когда творишь добро, оно всегда к тебе возвращается.
Наши дети в первую очередь ждут поддержки от своих мам и пап. И если ребёнок услышит, что родители не откликаются на боль других детей, он потеряет веру в них.
«Детей не считаем»
— «Радуге» уже 25 лет. На счету благотворительного центра — сотни спасённых детских жизней и тысячи людей, которым уже помогли. Каких успехов удалось достичь к юбилею?
— О своём возрасте мы задумались примерно лет пять-семь назад. Детей не считаем. Наши отчётные цифры за год или за 25 лет — это немного на общем фоне проблем. Мы помогаем тем, кому наша помощь окажется реальной и изменит жизнь к лучшему. Помогаем в тех случаях, когда государственные программы в силу каких-либо обстоятельств не могут этого сделать…
Есть дети, которым было отказано в лечении в России, а мы смогли изменить их ситуацию. Есть дети, которые были успешно прооперированы в зарубежных клиниках, а сейчас они здоровы и уже окончили вузы, создали свои семьи.
— Всем детям, наверное, сложно вовремя оказать помощь, и некоторым её предоставляют уже слишком поздно. Какие меры помогли бы исправить ситуацию?
— Да, вовремя оказать помощь — очень важно, но не всегда возможно. Часто необходима именно психологическая помощь. Многие родители, чьи дети страдают редкими орфанными заболеваниями, слышат от врачей, что их диагноз неутешительный — и врачи уже ничем не помогут… Это роковая ошибка. Больному ребёнку всегда можно помочь, и более того, помочь такому ребёнку — наша прямая обязанность.
Помочь можно любыми средствами и ресурсами, улучшающими качество жизни. Обязательно нужно сделать всё, что облегчит муки и страдания больным детям. Эту ситуацию можно изменить только воспитанием подрастающего поколения, для которого именно мы с вами, братья и сёстры, мамы и папы, дедушки и бабушки должны стать достойным примером.
Болезнь никогда не спрашивает о социальном статусе, уровне доходов, вероисповедании и т. д. Помогать нужно всегда!
— А вспомните самый сложный случай, когда казалось, что ничего не выйдет, но в итоге у ситуации был благополучный исход?
— Была у нас подопечная девочка. Ребёнок — ангел, по ней картины писать, красавица! Омские врачи просили нас помочь ей через европейские клиники — две серьёзные операции в России результата не дали. В Германии одну операцию сделали сами немцы, а на вторую пригласили врача из Швейцарии. Результат был самым хорошим. Сейчас наша красавица живёт без проблем. Родители ей не напоминают о болезни, да и она сама многого не помнит, так как была совсем маленькой.
И других случаев много, которые радуют до слёз и родителей, и нас. Но общая картина больных детей в нашем регионе печальная. Поэтому радоваться рано — работы ещё очень много.
— Привязываетесь ли вы к своим подопечным?
— Привязываемся ли? Скорее да, ведь мы становимся частью их семьи, бываем у них дома, курируем многих детей годами. В двух случаях родители обращались с просьбой стать крёстными для их нового рождённого ребёнка, потому что больной ребёнок ушёл из жизни, но в самый тяжёлый для семьи момент «Радуга» была им ближе всех.
Дом радужного детства
— Что отличает «Радугу» от других благотворительных фондов?
— Многое. Во-первых, у нас особенный подход к проблемной ситуации наших подопечных семей с больными детьми. Такой подход принято называть индивидуальным, а не системным. Если мы берёмся за детскую проблему, то работаем с родителями, дедушкой и бабушкой, лечащим врачом.
Мы ставим перед собой цель не просто поучаствовать в решении проблемы, а кардинально её решить. Не всегда получается, но к этому мы стремимся. Поэтому нашими экспертами нередко бывают самые авторитетные медики из зарубежных клиник.
Мы единственная НКО в России, которая имеет своё официальное печатное издание — «Газета добрых дел», эфирное время на телевидении и программу «Благотворение». А также мы единственная российская НКО, которая создала свой детский хоспис «Дом радужного детства» исключительно на средства добровольных пожертвований граждан. Сегодня хоспис осуществляет свою деятельность без какой-либо поддержки из местного и федерального бюджета.
— Почему вам принципиально важно было создать детский хоспис?
— Для многих детских диагнозов, которые сокращают срок жизни ребёнка или просто негативно влияют на качество их жизни, в нашей культуре и понимании ничего не предусмотрено. Мы сочли этот факт несправедливым. Это такие же дети, которые, может быть, ещё сильнее ценят жизнь и многие её радости. Они не знают полноценного детства, наполненного сюрпризами, радостью, эмоциями и счастьем. Они от многого изолированы, поэтому мы решили создать для них настоящую сказку. Помогло ли создание детского хосписа выйти на новый уровень в оказании помощи? Однозначно да, это отмечают даже родители.
— Как сейчас обстоят дела в стране с хосписами и благотворительностью?
— С хосписами ситуация не очень радует. Лучше бы их не было вообще, но я считаю, мы должны создавать условия для больных детей, с жизнью которых так сурово распорядилась судьба. Очень дорого стало отправлять детей на лечение. Если общественность перестанет помогать, это отрицательно скажется на многих судьбах.
Но мы всё равно будем трудиться дальше — отлаживать работу имеющейся бригады детской выездной паллиативной службы, формировать ещё одну выездную бригаду. Многих детей мы не сможем привезти даже в наш «Дом радужного детства», а помочь им как-то нужно. Значит, будем искать возможности. Мы не стремимся быть первыми или лучшими, мы стремимся быть профессионалами. И у нас очень много работы.
Принять участие в сборе и помочь детям можно на сайте благотворительного центра. Чтобы помочь, отправьте смс на номер 3434 со словом «радуга» и суммой дарения, например, «радуга» 500.
Валерий ЕВСТИГНЕЕВ.
Родился в Омске. Занимался бизнесом, параллельно в 1997 году основал благотворительный центр помощи детям «Радуга». В 2015 году победил в третьем региональном конкурсе публичных годовых отчётов НКО «Золотой стандарт». В 2018 году был победителем всероссийского конкурса «Я — гражданин». С 2016 года «Радуга» является лучшей некоммерческой организацией в Омске.
https://omsk.aif.ru/society/prosto_cenite_zhizn_omskaya_raduga_uzhe_25_let_pomogaet_bolnym_detyam