Российская армия ведет 18-й день специальной операции для защиты Донбасса и демилитаризации Украины. На кадрах — новый эпизод применения высокоточного боеприпаса «Краснополь». Наша артиллерия накрыла замаскированный украинский командный пункт под Киевом. Наведение по лазерному лучу делает удар не только эффективным, но и не наносящим вреда мирным жителям и их имуществу. Российские подразделения продвигаются по территории Донецкой и Луганской республик, содействуя их собственным силам.
Флаг Донецкой народной республики в отбитой у националистов Волновахе поднимали почти буднично – на пустующей площади у потрепанного здания администрации. В тишине, как и положено в боевой обстановке. Хотя бои уже сместились отсюда на запад. Сражение за Волноваху завершено, и для ДНР это пусть и небольшая, но важная победа.
За восемь лет войны в Донбассе Киев превратил этот город в опорный пункт. И украинские военные цеплялись за него изо всех сил, как обычно, не заботясь о судьбе местных жителей. Во дворах до сих пор стоят брошенные украинские танки. По наступающим силам ДНР они вели беспорядочный огонь, попадая и по домам, так что из подвалов людям подчас некуда возвращаться.
«Выехали за дом – отстрелялись, заехали опять за дом – спрятались. Все как обычно в украинской армии, что вам еще сказать. За женщинами, за детьми. Здесь еще грудные дети были. Инвалиды, пенсионеры, 111 человек. Везде сидели люди, и вот так вот они за людьми прятались», — рассказывает мужчина.
Прятаться за людьми как за живым щитом – эта тактика уже стала визитной карточкой украинских националистов. Каждый день на этой неделе российские военные объявляли режим тишины, открывая коридоры для выхода мирных жителей из зоны конфликта, и каждый день констатировать приходилось одно и то же.
«Несмотря на полное соблюдение режима тишины со стороны Вооруженных сил Российской Федерации, украинская сторона продолжает цинично нарушать достигнутые договоренности по открытию гуманитарных коридоров в сторону России. Оповещение населения в городах Киев, Чернигов, Харьков, Сумы и Мариуполь просто не проводилось», — заявил начальник Национального центра управления обороной РФ Михаил Мизинцев.
Коридоры из указанных городов открыты в обоих направлениях – и в Россию, и вглубь Украины, но выехать люди за редким исключением не могут никуда. Тяжелее всего ситуация в Мариуполе, где население целого города, по сути, оказалось в заложниках у боевиков нацистского батальона «Азов».
«Город практически там полный. Никого не вывозили. Не дали даже некоторым выехать. Просто останавливали машины. Возвращали, говорят, колонны и все. Сказали, домой. Идите по домам, сидите по подвалам», — рассказывает местный житель.
Вырваться из города удается немногим, и это всегда сопряжено с риском для жизни. Засевшим в городе боевикам люди нужны для прикрытия, и по тем, кто пытается выйти, открывают огонь.
«Артиллерия била, минометы, и бил снайпер. Я слышал звон, поэтому лежали полтора часа, не двигаясь. Украинские военные стреляли в спину», — рассказывает мужчина.
Вокруг Мариуполя армия России и ДНР сейчас стягивают кольцо окружения. И чем дальше продвигаются военные, тем яростнее огрызаются боевики. И не только здесь. Этим людям с трудом удалось покинуть пригороды Киева, где украинская армия тоже ведет хаотичную стрельбу, разрушая жилые дома.
«Уже в последнее время нервы сдавали, я переживал за ребенка, в подвале сидим, не дай бог дом рухнет пятиэтажный. Это будет братская могила. Я очень благодарен российской армии за то, что они нас вывели», — говорит местный житель.
На машинах – белые ленты и крупная надпись «дети». Правда, и это не делает дорогу более безопасной.
«Все, что под руку попадалось, грузили, одеяла брали пуховые, русские военные подсказали, что детей нужно положить на пол, мы так и сделали, сверху накрыли одеялами», — рассказывает Евгений Круковец.
«Командованием было принято незамедлительное решение по сопровождению и обеспечению безопасности колонны. Военнослужащие Вооруженных сил Украины на данном маршруте непосредственно предпринимали попытки силового влияния на них. В машине были дети, каждый военнослужащий считал своим долгом помочь им, потому что у нас у всех дома дети, родные, близкие», — рассказывает российский военнослужащий.
Заботы о простых украинцах здесь явно проявляют больше, чем в Киеве. И речь не только о том, чтобы помочь людям уехать подальше в тыл. В обратном направлении одна за другой идут гуманитарные колонны.
В освобожденных городах и поселках не хватает продуктов, лекарств, предметов гигиены. И везут их сейчас даже из Донецка, где лучше других знают, что такое жить под обстрелами.
Ну а кое-где жизнь уже возвращается в привычное русло. Эти кадры на улицах снял житель Бердянска. Под контроль российских военных этот город перешел в первые дни проведения спецоперации.
В Херсоне возобновилась торговля, работает общественный транспорт, на детских площадках играют дети. И никому не мешает подсветка зданий в цветах украинского флага.
«У нас уже давно не стреляли. У нас уже давно не было каких-то страшных, космических потрясений. Ну и самое важное в этой всей истории, скажем откровенно, у адекватных людей жизнь налаживается», — рассказывает местный житель.
Стремлением избежать жертв среди мирного населения объясняется и не такое стремительное, как в первые дни, продвижение войск. В крупные города заходить никто не спешит. Но военные повторяют: все идет по плану. В Харьковской области занят город Изюм — важный транспортный узел. Киев блокирован уже не только с запада, где наша армия контролирует дорогу на Житомир, но и с востока. Сегодняшние кадры. Поддержать бойцов, участвующих в спецоперации, приехал глава Чечни. Отряд сейчас базируется как раз под Киевом. На юге Украины частично окружен Николаев. В Луганской республике подразделения народной милиции вышли к Северодонецку. И каждый день наносятся удары по военной инфраструктуре. Армия постепенно перемалывает силы противника.
«К началу специальной операции в боевом составе украинских Вооруженных сил насчитывалось до 250 исправных боевых самолетов и вертолетов. Российскими воздушно-космическими силами на земле и в воздухе уничтожено 89 боевых самолетов и 57 вертолетов. Уничтожен 81 радиолокационный пост украинских ПВО. Это привело к потере боевого управления авиацией и противовоздушной обороной Украины. В настоящее время система ПВО носит только очаговый характер и не способна оказывать существенного противодействия российской авиации», — сообщил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
Опасность еще представляют переносные зенитные комплексы, которыми Украину снабдил Запад, но и они, похоже, в дефиците. По нашим летчикам боевики стреляют из минометов.
«Попали под обстрел минометов, получили пару осколков. Ну один раз немного зацепило. Цель была поражена, задачу выполнили», — сообщил российский летчик.
Но порой боевые задачи бывают и вот такими – эвакуировать в госпиталь раненого украинского офицера. У лейтенанта нацгвардии ранение в руку и ногу, но это далеко не первый случай, когда наши военные оказывают помощь украинским солдатам. Тем, кто соглашается сложить оружие.
«Со стороны персонала, со стороны военных все хорошее. Никто не обижал, никто ничего даже не говорил, не высказывал. То есть, чтобы разъезжались по домам, послаживали все это оружие. И чтобы оно не попадало в плохие руки», — говорит военнослужащий ВСУ Станислав Иванов.
Впрочем, в плохих руках оружия на Украине еще достаточно. И наши военные готовы идти вперед, чтобы выполнить цели спецоперации по защите Донбасса.
«Боевой дух заряжен на сотку, все заряжены, едем вперед. Главное не переживайте дома все, всем все хорошо. Родным всем привет, всем родственникам знакомым друзьям, товарищам. Мужики дождитеся, будем жить, мамы папы чтоб не переживали, у всех все будет хорошо», — говорят военнослужащие.
https://www.1tv.ru/news/2022-03-13/423400-podhodit_k_kontsu_18_y_den_spetsoperatsii_na_ukraine