«Оставляйте меня на лавочке, я буду умирать». Пенсионеры из Мариуполя – о смерти в подвалах и о множестве «фильтраций». Новости Мариуполя и Донбасса

Пенсионеры из Мариуполя рассказали проекту Радио Свобода «Новости Приазовья» о том, как им почти в 80 лет пришлось преодолевать пешком путь через весь город, чтобы эвакуироваться из блокадного Мариуполя.

«Взрыв – и все эти тряпки, бумага вылетали»

Мариуполь показался нам очень красивым, теплым городом, там в марте уже расцветают каштаны. Дешево было, потому решили перебираться на родину свекра. Так и очутились здесь. Свахе 85 в этом году будет, нам с мужем по 78», – начал свой рассказ Раиса.

Как и большинство мариупольцев, пенсионеры не верили в блокаду портового города и то, что потом настигло жителей. Супруги вспоминают, как им пришлось жить и видеть смерть в подвалах Мариуполя.

«Все кашляем, отдышка. Дырки, которые есть в подвале для вентиляции, только заткнем каким-нибудь хламом, тут взрыв – и все эти тряпки, бумага вылетали как пробка из бутылки из-под шампанского. Постоянные сквозняки и пыль», — вспоминает пара.

В подвале пенсионерам пришлось прожить больше месяца.

«Мы просто были посреди канализационных труб. Прекрасно понимаете, когда была «совдепия», все лилось в подвал, и нечистоты, и все остальное, с прорывами труб, потом это все высохло, и вот эта пыль стоит, пыль со всем этим бедламом, этим мы и дышали месяц и четыре дня», — рассказывают мариупольцы.

За время пребывания в затхлом подвале супругам пришлось видеть смерть других и хоронить в воронке.

«В подвал с 4-го подъезда спустили бабушку, она была такая старушка, наконец она в этом подвале и умерла. Вытащили ее, рядом была детская площадка, куда попали несколько снарядов, вот в одном из воронок от снарядов мы эту бабушку похоронили, сбил крестик. А в других домах, воронки еще больше были, смотрю – там по 3-4 крестика стоят», — делятся пенсионеры.

«Шли пешком через город 4 часа с чемоданами и котом»

«Мы вышли все вместе, но, потому что у меня за плечами рюкзак, сумка и две катящиеся сумки и кот, конечно. Ему 16 лет – коту, и всю жизнь прожил с нами, из маленького котенка. Я отремонтировал переноску, до сих пор с ним путешествуем, он в Киеве у нас», — говорит мужчина.

Пенсионеры говорят, что пришли в эвакуационную колонну последними.

«Последними, потому что сваха почти не могла ходить. Дошли мы почти до «ПортCITY», и сваха сказала: «Оставляйте меня на лавочке, я буду умирать». Она сознание теряла, я ей: «Валечка, я не смогу тебя поднять, у меня сил не хватит. Палку ей нашли какую-то, вот она оперлась на эту палку, отошла, и пошли мы дальше. Сделаем 10 шагов, останавливаемся. Очень тяжело», — вспоминает пенсионер.

Ждать пришлось с самого утра до позднего вечера. В итоге – мариупольцы попали в оккупированный Никольский.

«Это была школа, людей было очень много, люди сидели и в фойе, и в классах. Кто-то лежал, условий не было, сидели на стульях, спали на стульях. Зарегистрировали нас, и сказали, что на следующий день должна быть фильтрация. С самого утра заняли очередь. Стояли мы долго, у меня давление поднялось, но дождались мы», — рассказал мариуполец.

«Откатывают» пальцы, склоняют к вступлению в «армию» «ДНР»

Пенсионерам пришлось провести в Мелекино, под Мариуполем, 13 дней.

Все пытались как-то вырваться на «большую землю». Потом на пути у мариупольцев был оккупированный  Мелитополь. Всюду пришлось проходить процедуру «фильтрации».

«Выходит так, что в пределах «ДНР» эти бумажки нужны, потому что они являются пропуском на блокпостах, а в пределах российской армии, как мы выезжали – окольными дорогами, через проселки, проехали в Запорожье 18 блокпостов российских – там об этой бумажке даже не знают. Эти бумажки нужны только в рамках ДНР», — рассказывают супруги.

По данным мариупольцев, они стали свидетелями того, как молодые мужчины склонялись к вступлению в «армию» «ДНР».

«Призывного возраста – до 60 лет мужчин, это мое мнение, и оно потом вроде как подтвердилось, они стали уговаривать людей вступать в ряды «армии» «ДНР». Там даже было две такие очереди: старше 65 – в очередь для стариков, и младше, там же женщины и дети. Кроме того, что пробивали все данные, им «откатывали» все пальчики и даже делали отпечаток ладони, делали фото – фас и профиль, с двух сторон», — вспоминает расссказчик.

Очереди на «фильтрацию» насчитывают тысячи человек, говорят пожилые супруги.

«Выходит, мы были для получения этого пропуска 1552-м, 1553-м, 1554-м со свахой, а люди помоложе – у них были очереди за 4000 и выше. А проходило всего четыре с половиной человека в день».

 «Слава Богу, что мы живы, выжили, терпели, прошли этот тернистый путь, и слава Богу, собрались с детишками. Немного отходим. Раньше только начинаешь говорить – и уже слезы душат, а теперь вот немного отошли от этого стресса, но все равно все в душе осталось, все осталось», — резюмировали супруги.

Ранее мы публиковали историю  участника «Холостяка» о том, как из Мариуполя выезжали его родители


https://mrpl.city/news/view/ostavlyajte-menya-na-lavochke-ya-budu-umirat-pensionery-iz-mariupolyao-smerti-v-podvalah-i-obilii-filtratsij

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *