Учрежденный всего через месяц после гибели первого пророссийского президента Чечни Ахмата Кадырова региональный общественный фонд (РОФ) его имени СМИ называют «альтернативной казной» нынешнего главы республики Рамзана Кадырова. Недавно РОФ опубликовал финансовые отчеты о деятельности в 2021 году. Оказалось, что общественная организация, якобы помогающая чуть ли не половине исламского мира, за год не потратила ни копейки на благотворительность. За последние месяцы фонд также вышел из числа учредителей нескольких коммерческих структур.
Если верить сообщениям в телеграм-канале главы Чечни, возглавляемый его матерью Аймани Кадыровой фонд помогает беженцам в Сирии, семьям мусульман в Мьянме, Иордании, доставляет тысячи тонн продуктов в Эфиопию и Мекку, возводит мечети в аннексированном Крыму, Турции, Израиле и по всей России.
Кажется, нет сферы деятельности, в которой не отметился РОФ: он щедрой рукой раздает по 100 тысяч рублей матерям новорожденных и семьям погибших журналистов, закупает десятки машин скорой медицинской помощи, оснащает кабинеты в школах, дарит представительские иномарки бойцу ММА Хабибу Нурмагомедову и лидерам сепаратистских республик Донбасса, за первые месяцы антиковидных ограничений в 2020 году оказал благотворительную помощь 246 тысячам семей на почти 400 миллионов рублей, ежедневно развозит продуктовые наборы нуждающимся и строит десятки домов для малоимущих.
«Только за месяц Рамадан (апрель 2022 года. – Прим. ред.) РОФ оказал благотворительную помощь на сумму около 4 миллиардов рублей. Речь идет как о финансовой, продовольственной и технической помощи. Всего поддержка оказана более 150 тысячам семей. Роздано свыше 1400 тонн продовольствия и медикаментов жителям Донбасса. Также закуплено около 300 единиц бронированной спецтехники для бойцов из Чеченской Республики и несколько тысяч комплектов обмундирования», – перечисляет Рамзан Кадыров.
Для сравнения: четыре миллиарда рублей – это почти половина годового бюджета города Грозный. Озвученная главой Чечни сумма выглядит фантастической хотя бы потому, что по его же прошлогоднему отчету за 17 лет существования РОФ финансово помог семьям на шесть миллиардов рублей, а благотворительность в Сирии составила 1,6 миллиарда. Такая же сумма потрачена фондом на поддержку населения во время антиковидных ограничений.
Самый богатый фонд
Баланс РОФ имени Кадырова на конец 2021 года составил 5,6 млрд рублей. Годом ранее он был 4,9 млрд, а в 2019 году – 7,3 млрд рублей.
Как отмечают эксперты, это нетипично высокая для российских НКО сумма. Например, у крупного благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко (бизнесмен является одним из богатейших в России и входит в число друзей президента Владимира Путина. – Прим. ред.) активы составляют 1,5 млрд рублей.
У фонда другого друга Путина, Владимира Потанина, еще меньше – 273 млн рублей. У фонда известного актера Константина Хабенского в 2021 году указан баланс в 626 млн рублей. У фонда «Искусство, наука, спорт» олигарха Алишера Усманова – 275 млн. Наиболее приближенным к кадыровскому оказался фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой – его активы составляют четыре миллиарда рублей.
Выручка, себестоимость продаж, валовая прибыль в 2021 году у РОФ задекларированы с нулевыми показателями. Управленческие расходы – 44,4 млн рублей, при этом не было никаких финансовых поступлений. Если в 2019 году фонд, согласно данным от его управленцев, получил пожертвования на 6 млрд рублей (а перед этим 2,2 млрд), то последние два года РОФ указывает отсутствие таких поступлений.
В одном из сел местный предприниматель построил мост, впоследствии СМИ пиарили это как доброе дело фонда Кадырова
Удивительно, но в 2021 году фонд, согласно предоставленным им же данным, не потратил ни копейки на целевые расходы. То есть ничего не вложил в социальную и благотворительную помощь, проведение конференций и семинаров или иных мероприятий. Несмотря на управленческие расходы в 44 млн рублей, ни копейки не выделено на зарплату, командировки, содержание зданий и помещений, транспорта. При этом за фондом числятся автомобили – иначе откуда взялись бы неоплаченные штрафы за нарушение ПДД.
У фонда «Подари жизнь» с сопоставимым балансом расходы на социальную и благотворительную помощь составили почти 1,5 млрд рублей. Фонда Тимченко потратил на это 677 млн или около половины от активов, фонда Потанина – 1,3 млрд, фонда Хабенского – более 500 млн рублей. У каждого из перечисленных фондов в соответствующих разделах указаны расходы на содержание зданий и автомобилей, служебные командировки, оплату труда.
Еще одна уникальная черта РОФ Ахмата Кадырова – нежелание общаться с неподконтрольными чеченским властям СМИ. Подавляющее число НКО открыты к диалогу с журналистами и охотно рассказывают о реализуемых социальных программах. Но только не фонд из Чечни. Крупным федеральным изданиям так и не удалось добиться ответов на вопросы об источниках финансирования многочисленных благотворительных акций.
Руководитель одной из крупных российских НКО, пожелавший не раскрывать свое имя, по просьбе Кавказ.Реалии просмотрел отчет фонда Кадырова и рассказал о бросающихся в глаза противоречиях. И главное из них – официальный отчет не соответствует опубликованному на сайте Федеральной налоговой службы.
«Фонд предоставил в ФНС отчет не по форме – в балансе не заполнен обязательный для НКО раздел «целевое финансирование». Также в поданных в ФНС документах отсутствует «Отчет о целевом использовании денежных средств». Но во втором отчете он есть. Это тоже нарушение», – перечисляет собеседник.
По его словам, в отличие от большинства других крупных фондов, все средства в фонде Кадырова нецелевые – отсутствуют целевые поступления и расходы, хотя в деятельности, соответствующей уставной у НКО, они всегда являются приоритетными. Из отчетности создается впечатление, что у фонда Кадырова в приоритете коммерческая деятельность, подытожил эксперт.
Пустой пиар?
«Финансовые документы показывают очень скромные результаты, фактически – сущие копейки, явно не соответствующие размаху деятельности фонда, о котором пишут чеченские СМИ. Вполне возможно, что все приписываемое как благотворительность фонда Кадырова на самом деле финансируется другими путями. Например, спонсорами или с помощью бюджетных схем. Но публично выдается как подарки от фонда», – предполагает руководитель автономной некоммерческой организации «Гражданская инициатива против экологической преступности» Дмитрий Шевченко.
Он отмечает, что вряд ли какой-то налоговик решится прийти и перетряхнуть документацию фонда Кадырова за три года, хотя в ней тоже, скорее всего, можно найти много интересного.
«Например, расходы на зарплаты и содержание аппарата. Но, повторюсь, можно предположить, что в отчете вполне реальные цифры, все остальное – информационная шелуха, оплачиваемая из других источников», – подчеркнул Шевченко.
В 2018 году Кавказ.Реалии провели журналистское расследование, подтвердив этот вывод: фонд Ахмата Кадырова приписал себе строительство корпусов интерната для глухих и слабослышащих, а также школы на 120 мест в селе Пионерское. На самом деле эти работы выполнены за бюджетный счет и проведены через госзакупки – подрядчиками стали Грозгражданстрой, ГУП «Орден дружбы народов Чеченское управление строительства им. Исмаилова», ООО «Геострой».
Своей заслугой фонд считает и поставку аппарата искусственной вентиляции легких в начале этого года. Обошелся он бюджету в 1,48 млн рублей. Клинический центр охраны здоровья матери и ребенка имени Аймани Кадыровой «получил в дар» от фонда аппарат для кардиотокографии, стерилизатор, операционный стол, кровати. Перечень дорогостоящего оборудования совпадает с госзакупкой комитета по здравоохранению Чечни на 119,2 млн рублей. И это лишь несколько из множества примеров, когда бюджетные закупки выдаются за помощь от фонда имени отца Кадырова.
Правозащитник Абубакар Янгулбаев также обратил внимание, что в большинстве строчек отчета за 2021 год указаны прочерки и нули.
«У реально и активно работающего фонда так быть не должно. Причем нули и в тратах, и в поступлениях средств. Исходя из информации, которую мы получаем от самого Кадырова и официальных чеченских СМИ, речь должна идти о суммах на миллионы долларов – фонд строит с деволоперским размахом и раздает малоимущим десятки домов, возводит мосты, мечети, отправляет десятки тонн гуманитарной помощи по всему миру, раздает на праздники деньги. Это фантастические ресурсы, но отчета по этим тратам в бухгалтерских документах нет», – указывает Янгулбаев.
По его мнению, такое несоответствие – повод для доследственной проверки на предмет мошенничества и других экономических преступлений. Однако в реалиях современной России никто проверять фонд Кадырова не будет, считает собеседник.
Выход из числа учредителей и ликвидация юридических лиц может быть связана с введенными против РОФ санкциями
Хотя формально проверки проводились. Например, в 2016 и 2018 годах фонд проверяли республиканское управление Минюста и почему-то Кавказское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору. Минюст проверял фонд целых 17 дней и ожидаемо не выявил никаких нарушений.
«Уже проводились расследования о том, что заявленный как построенный на деньги фонда тот или иной объект на самом деле возведен за бюджетные деньги, и РОФ к этому не имел никакого отношения. Также в одном из сел местный предприниматель построил мост, впоследствии СМИ пиарили это как доброе дело фонда Кадырова, что не соответствовало действительности», – привел примеры Янгулбаев.
Операция «Ликвидация»
Согласно данным на конец 2021 года, Аймани Кадырова, Абусупьян Дааев и Халид Вайханов больше не являются учредителями РОФ. При этом в выписке из единого государственного реестра юридических лиц сведения о новых учредителях отсутствуют. Причины этой замены официально не озвучены.
Также в документах прослеживаются связи фонда Ахмата Кадырова с рядом коммерческих структур, возможно, используемых в финансовых схемах по «прокрутке» средств. Благотворительный фонд многие годы являлся учредителем коммерческих структур, но за последние месяцы также произошел ряд изменений.
Например, в августе 2021 года без каких-либо объяснений ликвидирован учрежденный РОФ «Центр исламской медицины», в январе фонд перестал быть учредителем компании «Мегастройинвест» – она занимается строительством и в последние годы декларировала выручку в миллиарды рублей, а также являлась поставщиком по десяткам крупных тендеров в Чечне.
В феврале РОФ перестал быть учредителем ООО «Чеченские минеральные воды», в начале января стало известно о ликвидации ООО «Золотой колос» – по документам зарегистрированная в ставропольском Новопавловске компания занималась торговлей продуктами, а ее учредителем также являлся РОФ; в прошлом октябре ликвидировано занимавшееся торговлей напитками ООО «Колизей», половиной доли в уставном капитале которого также владел фонд Кадырова. И это далеко не полный список.
«Выход из числа учредителей и ликвидация юридических лиц может быть связана с введенными против РОФ санкциями, а также являться попыткой еще более запутать и так крайне непрозрачные финансовые схемы», – пояснил Кавказ.Реалии работающий на Северном Кавказе экономист, попросивший не указывать его имени.
***
Фонд имени Кадырова находится в санкционном списке Минфина США на основании «Глобального акта Магнитского». Организацию не раз обвиняли в том, что пожертвования в фонд заставляют перечислять в «добровольно-принудительном» порядке, однако Кадыров эти обвинения отрицал. СМИ также сообщали о непрозрачности финансирования и расходов фонда, называя его «альтернативной казной» Рамзана Кадырова.
В телеграм-канале главы Чечни ранее было опубликовано, а затем удалено видео раздачи «гуманитарной помощи» от фонда имени Ахмата Кадырова. Эксперты обратили внимание, что продукты на видеозаписи украинские. По мнению журналиста-расследователя Христо Грозева, это свидетельствует о том, что кадыровцы раздавали жителям Мариуполя награбленные продукты.
https://www.kavkazr.com/a/milliardy-rubley-iz-niotkuda-otchet-blagotvoriteljnogo-fonda-kadyrova/31847723.html