Около 150 тысяч жителей Великобритании подали заявку на участие в правительственной программе «Дома для Украины», в рамках которой каждый житель страны может на полгода приютить у себя людей, бежавших от российского вторжения. Почти 30 тысяч украинских беженцев уже оформляют британские визы.
Некоторые из них уже даже успели приехать в страну и встретиться со своими приемными семьями — как сестры Светлана и Юлия Дергач из Житомира, приехавшие в Эдинбург по приглашению Джеки Клейтон.
В конце февраля, узнав о том, что за рубеж хлынули сотни тысяч украинцев, бегущих от российского вторжения, Джеки решила помочь. Для начала она отправилась в Польшу, куда прибывает львиная доля вынужденных переселенцев, чтобы кормить беженцев в благотворительной столовой.
Однако там, по ее собственным словам, она стала свидетельницей таких душераздирающих сцен, что решила присоединиться к программе «Дома для Украины» и открыть свой дом для украинцев, которых война оставила без крыши над головой.
Что такое программа «Дома для Украины»
Правительственная программа «Дома для Украины» начала работать 18 марта. Ее суть состоит в том, что каждый гражданин Британии (и даже граждане других стран, проживающие в Британии на законных основаниях) может стать спонсором для оформления украинским беженцем гуманитарной визы.
Второе необходимое условие, чтобы принять участие в программе, — наличие у потенциального спонсора свободной комнаты или квартиры, где беженцы смогут бесплатно жить не менее полугода.
Правительство, в свою очередь, будет выплачивать спонсорам небольшие пособия из бюджета — по 350 фунтов на каждого приглашенного беженца (около 460 долларов) ежемесячно. В МВД Великобритании уточнили, что число виз, которые могут быть выданы по этой схеме украинцам, не ограничено.
Срок действия гуманитарной визы — три года. На протяжении этого времени взрослые беженцы имеют право работать, а при необходимости даже получать социальные выплаты, обычно положенные лишь гражданам страны (пособия для малоимущих, по безработице, уходу за ребенком и т.п.).
В первые же дни работы программы о своем желании стать визовыми спонсорами заявили более 100 тысяч британцев. В «Фейсбуке» тут же было организовано несколько волонтерских групп, помогающих спонсорам и беженцам найти друг друга. Самая многочисленная из них — UK accommodation for Ukrainian refugees («Жилье в Соединенном Королевстве для украинских беженцев»).
В группе состоит почти 50 тысяч человек, и потенциальные спонсоры жалуются на бюрократические сложности. В частности, многие уже помогли беженцам с подачей электронных заявок на визу, но не могут добиться от МВД страны ответа о статусе своих обращений, поскольку срок рассмотрения заявок официально не установлен.
Еще одна проблема с которой столкнулись спонсоры и беженцы — это объем личной информации, которую нужно указать в заявке на визу и гостям, и хозяевам домов — у которых не всегда находятся ответы на все вопросы визовой анкеты.
Кроме того, многие спонсоры готовы предоставить комнату для одного или двух человек, а некоторые семьи беженцев могут состоять из трех поколений: например, женщина с родителями и детьми.
Тем не менее, многие графства в Великобритании уже начали организованную работу по приему и адаптации беженцев. Информационные памятки для приезжающих в страну с указанием всех основных служб, помогающих обустраиваться на месте, составляются не только на украинском, но и на русском языках, поскольку не все беженцы хорошо говорят по-украински.
Из Киева в Эдинбург
Несмотря на все сложности, украинским беженцам все же удается получить визу и приехать к своим британским спонсорам.
25-летняя Светлана и 18-летняя Юлия Дергач, уроженки Житомира, оказались в Шотландии благодаря Джеки Клейтон. В день начала российского вторжения, 24 февраля, сестры находились в Киеве, где старшая работала помощником юриста, а младшая училась в университете.
«Это был настоящий шок — проснуться от звонка отца в 5 утра, чтобы услышать: «Война началась. Собирай вещи и уезжай из города», — вспоминает Светлана.
После того, как Джеки Клейтон заполнила заявку на сайте «Дома для Украины», с ней связалась Светлана и они стали переписываться по WhatsApp. Джеки прислала девушке фотографии своей семьи и дома в Эдинбурге, а Светлана — их семейную фотографию.
Джеки тоже опасалась, что из-за британской бюрократии девушки не получат визы быстро, однако уже в конце прошлой недели сестры прилетели в Шотландию, в дом Джеки и ее мужа Колина.
«Я не ожидала такой доброты от незнакомых людей, с которыми познакомилась в интернете. Их поддержка невероятна», — признается Светлана.
«Когда я увидела наших спонсоров, я почувствовала настоящее облегчение. Нас встретили такой теплотой и любовью, какой я не ожидала», — соглашается Юлия.
Родители сестер по-прежнему остаются под обстрелами в Житомире, поскольку не могут бросить живущих там пожилых родственников, — но могут хотя бы не беспокоиться о дочках, зная, что те в безопасности.
«Эти люди не хотели войны, — говорит пригласившая сестер Джеки Клейтон. — Такого вообще не должно происходить в 21 веке. Все, что ищут это люди — это кров над головой в месте, где можно не опасаться за свою безопасность»
Джеки надеется подружиться с сестрами на всю жизнь — тогда когда-нибудь в будущем она сможет навестить их в Украине.
А пока она показывает им Эдинбург: на следующей неделе они идут на концерт английского певца Джека Саворетти.
«Я хочу, чтобы, пока они здесь, у них была как можно более нормальная жизнь», — говорит Джеки.
https://www.bbc.com/russian/features-60955587