Тихвинская тишина. Как беженцы налаживают жизнь в регионах Северо-Запада?


Мартовское постановление правительства РФ распределило по стране почти 96 тысяч эвакуированных жителей ЛНР и ДНР, 5,9 тыс. из них должны были принять регионы Северо-Запада. Квота для Ленинградской области — 520 человек. Субъекты обязаны были устроить на своих территориях столько беженцев, сколько предусмотрено квотой. Для этого в регионах организовывались пункты временного размещения (ПВР). Если лиц, прибывших в экстренном порядке, окажется больше, их следовало перераспределять в другие субъекты РФ.

Тихвинская тишина. Как беженцы налаживают жизнь в регионах Северо-Запада? | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay


Жизнь поменяла эти планы: по данным МВД на 4 мая, в Россию с территорий Донецкой и Луганской народных республик и Украины через пункты пропуска Ростовской, Брянской, Белгородской областей и Крыма прибыли более 1,1 млн человек, в том числе почти 200 тысяч детей. То есть намного больше, чем предусматривал мартовский правительственный документ. Почти треть из прибывших (330 тыс. человек) находятся в 508 пунктах временного размещения в 52 регионах РФ. У 200 тысяч беженцев — российское гражданство, у 608 тыс. — паспорта ДНР и ЛНР, остальные — граждане Украины и других государств.



По словам начальника Национального центра управления обороной РФ генерал-полковника Михаила Мизинцева, в российских регионах в настоящее время организовано более 9,5 тыс. пунктов временного размещения. В Ленинградской области, в соответствии с постановлением правительства региона, организовано девять ПВР различной вместимости. Кров, горячее питание и заботу эвакуированным готовы предоставить в двух детских лагерях, четырех домах престарелых, а также в санатории, пансионате и гостинице в Бокситогорском, Волховском, Выборгском, Гатчинском, Кингисеппском, Киришском, Лодейнопольском и Тихвинском районах. Здесь способны принять заметно больше людей, чем было предусмотрено квотой.


Самая крупная партия беженцев с Украины (почти 600 человек, в основном жители Мариуполя) была размещена в центре временного пребывания в пансионате под Тихвином 10 апреля. От южной границы на Северо-Запад они прибыли организованно, поездом, на перроне их встречали медики и волонтеры. Людей рассадили по автобусам, доставили в пансионат, постарались максимально быстро расселить и накормить, обеспечили всем необходимым, в частности, предметами личной гигиены, одеждой. Был организован полноценный врачебный осмотр. В этом пункте временного размещения пришлось даже развернуть ветеринарный пост — вместе с хозяевами эвакуировались порядка четырех десятков домашних питомцев, кошек и собак, для которых были закуплены корма, лотки, наполнитель. В детских комнатах полно игрушек, с ребятишками занимаются волонтеры — аниматоры и воспитатели. 


Для обитателей пансионата вход и выход с территории свободный, а вот чужих сюда не пускают, оберегая покой травмированных трагическими событиями людей. Им сейчас так нужна тишина…


Как можно судить по отзывам самих переселенцев и реакции в соцсетях, организованная эвакуация и пребывание в пункте временного размещения — это наиболее простой и щадящий формат для адаптации и обустройства людей на новом месте. Помимо сотрудников пансионата и волонтеров с приехавшими работают медики и психологи. Сюда же приходят представители самых разных «профильных» организаций — соцзащиты, образования, Пенсионного фонда, банка, миграционной и пас­портно-визовой служб, центров занятости… Приехавших ставят на миграционный учет, помогают им с документами, начиная с предоставления статуса временного убежища. Свидетельство о предоставлении ВУ дает право беженцу делать все последующие шаги — получить медицинский полис, банковскую карту «МИР» (на нее будут перечисляться все социальные выплаты), устроиться на работу, подать документы на разрешение на временное проживание, вид на жительство или гражданство РФ. Около трети обитателей тихвинского пансионата заявили о желании обзавестись российским паспортом. Другие решили, получив здесь временное убежище, найти работу и жилье, но рассчитывают вернуться домой, когда ситуация там нормализуется.


Благотворители привозят в ПВР разнообразную гуманитарную помощь. Чтобы работа была адресной, здесь организован специальный информационно-координационный центр, где аккумулируют все заявки и отвечают на вопросы. Помимо одежды, обуви, канцтоваров нужды бывают самые разные: кому‑то необходимо устроить детей в садик или школу, кому‑то — попасть на прием к узкому специалисту или приобрести билеты до другого региона, чтобы уехать к родственникам. Люди оформляют документы, находят работу, съемное жилье и постепенно покидают гостеприимные стены ПВР. Дальше они строят свое будущее уже самостоятельно…


В городах федерального значения — Москве, Петербурге и Севастополе — размещение беженцев не предусмотрено (правительственным постановлением определены нулевые квоты по численности вынужденных переселенцев). Тем не менее и к нам едут. Как сообщила на днях уполномоченный по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова, за гуманитарной помощью к городским властям уже обратились более пятисот украинских беженцев. Это семьи, которые приехали сами и остановились у родственников, знакомых или в гостиницах. В отличие от обитателей ПВР им предстоит самостоятельно пройти необходимые бюрократические процедуры по собственной легализации в РФ.


Некоторые послабления для вынужденных переселенцев все же сделаны. Во-первых, теперь прибывшие в Россию беженцы с Украины, из Луганской и Донецкой народных республик могут трудоустраиваться без оформления патентов. Во-вторых, их документы, в том числе водительские удостоверения и свидетельства о регистрации транспортных средств, признаны на всей территории РФ (перевод с украинского на русский, правда, влетает в копеечку). В-третьих, граждане Украины, ДНР и ЛНР, которые находятся на территории России с нарушением установленных правил пребывания (это больше касается донбасских беженцев первой волны 2014 года), сегодня могут без проблем урегулировать свое правовое положение, обратившись в территориальные органы МВД, — меры административного воздействия за нарушение миграционного режима к ним применяться не будут. Кроме того, такие граждане могут подать заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство в России по удостоверяющим личность документам с истекшим сроком действия.


Петербургские структуры (миграционная служба, соцзащита, центры занятости, учреждения здравоохранения и образования и т. д.) беженцам помогают активно. Несмотря на нулевую квоту.


В ТЕМУ 


— по вопросам предоставления статуса беженца, вынужденного переселенца, предоставления временного убежища, жилищного обустройства на территории Петербурга необходимо обращаться в отдел по работе с соотечественниками, беженцами и переселенцами управления по вопросам миграции ГУ МВД по адресу: пр. Римского-Корсакова, д. 39 (тел. 573‑22-92). Подробная информация о порядке обращения размещена на сайте 78.мвд.рф в разделе «Государственные услуги, предоставляемые иностранным гражданам»;


— тем, кто хочет устроиться на работу, можно обратиться в единый контакт-центр Минтруда (тел. 8‑800‑600-00-00), а также на портал «Работа в России»;


— для получения консультаций по вопросам миграционного законодательства и возможностей временного размещения в Петербурге можно обращаться в местное отделение Российского Красного Креста (РКК) по телефону 8‑800‑333‑00‑16. Для воссоединения семей беженцев создана «горячая линия» РКК на бесплатном номере 8‑800‑700‑44‑50;


— полный алгоритм действий беженца, желающего получить помощь в Ленинградской области, можно узнать по телефону 8‑800‑350‑06‑05.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7166) от 12.05.2022 под заголовком «Тихвинская тишина».

Материалы рубрики


https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/tikhvinskaya-tishina-kak-bezhentsy-nalazhivayut-zhizn-v-regionakh-severo-zapada/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version