Украинские беженцы стали диктовать Литве свои порядки: «Ремонтируйте машину бесплатно!»

Отмененная культура

Наша первая собеседница — русская, не первый год проживает в Вильнюсе.

— Очень прошу изменить мои данные, потому что мне еще здесь жить, мне проблемы с нашими службами безопасности не нужны, — пояснила 45-летняя жительница Вильнюса, поэтому мы условно назовем ее Анной. 

— В Литве настолько все серьезно?

— Да. Если говорить об общем настрое, то он страшный, агрессия по отношению к русским просто зашкаливает. В стране полным ходом идет десоветизация. Обсуждается вопрос — сносить советские памятники или к 9 мая закрыть их украинскими флагами.

Знаменитый театр русской драмы в Вильнюсе хотят переименовать в Театр наций, в Театре оперы и балета отменяют балет «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». А они были визитной карточкой театра. «Русское радио» теперь в Литве называется — RR.

— Разговаривать по-русски не страшно?

— Нет. На бытовом уровне я неплохо владею литовским, но с друзьями и близкими разговариваю по-русски. В магазинах, аптеках, транспорте никто не запрещает говорить на русском. Но выражать свое мнение по поводу специальной операции, которое сильно отличается от мнения остальных, правда, не стоит.

Мы видим, что идет сильнейшая антироссийская пропаганда. При этом российского телевидения здесь нет. В обход всем запретам подключаемся через приставку и смотрим российские программы. Громкость не прикручиваем. Но знаю, что некоторые смотрят передачи в ползвука, чтобы не настучали.

— Могут оштрафовать за альтернативное мнение?

— Я с таким не сталкивалась, но лица с активной гражданской позицией могут донести в соответствующие органы. Призывы стучать со стороны правительства уже были. Также говорилось, что тех, кто открыто выражает поддержку спецоперации, будут увольнять. Поэтому все сидят тихо, никто не хочет лишиться работы.

Беженцы

Справка «МК»: По данным миграционных служб Литвы, с Украины прибыло около 42 тысяч беженцев, из них порядка 17,5 тысяч детей до 18 лет, 1,8 тысяч лиц старше 65 лет. Почти все подали прошение на временное пребывание в Литве. В Вильнюсе размещена треть приезжих, остальные поселились в таких городах, как в Каунас, Клайпеда, Алитус, Шауляй.

— Анна, как местное население относится к беженцам с Украины?

— Литовский народ очень сплотился на идее помощи украинцам. Украинцам много помогают: собирают одежду, деньги, размещают в квартирах местных жителей. Правда сейчас места в столице не осталось, поэтому их расселяют в пригородах Вильнюса и менее крупных городах. Но, похоже, что эта сплоченность вызвана не столько любовью к беженцам, сколько ненавистью к русским.

— У приезжих случаются столкновения с местным населением?

— Да. Знакомая работает медсестрой в больнице. Поступили пациенты из Украины. Чтобы объясниться с ними, стала разговаривать на русском. Они стали демонстративно игнорировать «язык агрессора», поднялся шум. Тогда она перешла на английский. Они ничего не поняли. Медсестра стала говорить по-литовски. После этого украинцы стали сговорчивее и уже общались на русском.

Был некрасивый случай в автосервисе. Украинский беженец приехал туда на хорошем автомобиле поменять детали. Ему все сделали, а он отказался платить за услугу на том основании, что он беженец. Это был частный автосервис и местным тоже нужно с чего-то жить. Поэтому ему объяснили, что, если у нет возможностей, можно ездить на общественном транспорте — он для беженцев тоже сейчас бесплатный. В итоге вызвали полицию, но она не стала вмешиваться…

Что же касается кричалок «Слава, Украине!» — теперь они тут часто звучат. Литовцы реагируют с спокойно, пониманием.

Справка «МК»

Граждане Украины, которые проживали в Литве до начала спецоперации (таких порядка 30 тысяч), злоупотребляют помощью, предназначенной для их соотечественников. Об этом заявили в Вильнюсском центре помощи эвакуированным. Самый распространенный способ обмана — получение двойной помощи. Самые предприимчивые перебираются из города в город, пытаясь получить побольше денег. Беженцы пользуются тем, что в Литве нет единой базы регистрации нуждающихся.

— Местные действительно принимают беженцев у себя дома?

— В первое время многие стали принимать украинские семьи у себя. Например, известный онколог приютил беженку с ее собаками — у него были бытовые возможности. Но случаются и курьезы. Например, одна украинка заселилась в литовскую семью и начала очень активно варить борщи, убирать, брать на себя роль домохозяйки. Это недолго продлилось. На семейном совете было принято решение снять этой беженке квартиру, чтобы не развалился брак.

— Кстати, не используют ли украинских женщин, которые попали в трудную ситуацию?

— Я о таком не слышала. Но волонтеры рассказывали, что не все местные лояльно относятся к мужчинам с Украины. Один так и сказал: «Женщину с детьми приму, а мужик пусть идет воевать». Как-то так. Но местные волонтеры не дают беженцам оставаться на улице — они все устроены и накормлены. Их дети уже пошли в детсады и школы. 

— Писали, что в местные школы было принято порядка тысячи школьников.   

— Да. сейчас в классах по 37 детей. Для местных это много.

— Как дети беженцев осваиваются в местных школах?

— Разное случается. Бывает, гимн начинают петь в коридорах, отказываются отвечать на русском и отвечают на украинском. Что же касается обеспечения, то тут все в полном порядке, есть все необходимое для школы — канцелярские принадлежности, учебники, тетради. У детей также бесплатное питание. 

— В местной прессе писали, что беженцы с энтузиазмом принимают так называемые продуктовые карточки номиналом 115 евро (порядка 10 тысяч рублей)— ими можно расплачиваться в магазинах вместо банковских карт.  

— Я о таких даже не слышала. Но 115 евро — не такая большая сумма. Цены в магазинах очень выросли. Этой суммы хватит на 2-3 похода в магазин. Знаю точно, что у беженцев бесплатный проезд, медобслуживание, а также в течение двух часов им выдают вид на жительство. По этому документу они могут проживать в Литве в течение года.

— Местное население не боится, что их рабочие места займут приезжие?

— Украинцы действительно активно трудоустраиваются. Много украинок работают парикмахерами, мастерами маникюра, косметологами и так далее. Я думаю, беженцы, конечно, составят конкуренцию местным рабочим в этой сфере, потому что у нас самих эта ниша не пустует. В продуктовых магазинах можно услышать по громкой связи обращение к покупателям, что на кассе сидит человек, который понимает только по-русски и по-украински, и просьба отнестись с пониманием или позвать  на помощь консультанта. 

Справка «МК»: В службу занятости Литвы обратилось более 1400 человек. Чаще всего работу ищут продавцы, поковщики, администраторы, повара, водители. В тоже время принимались заявки от пилотов, учителей, медсестер, мастеров по тату, косметологов и парикмахеров. Среди соискателей чаще всего встречаются женщины от 24 до 44 лет.

— К беженцам из Азии, Африки и Ближнего Востока, которые прорывались на территорию Литвы из Белоруссии так же хорошо относятся, как к украинцам?

— Нет. Разница огромная. Местное население всегда к этой категории беженцев плохо относилось — сначала уговаривали уехать, потом в местах размещения мигрантов —  Рукле и Пабраде устраивали митинги против их заселения. К этим беженцам здесь относятся плохо.

Средний класс

По словам еще одной нашей собеседницы гражданки Литвы, 38-летней переводчицы Регины, жить в Литве стало в разы дороже. Головная боль местного населения — бензин.

— Очень подорожало топливо, где-то на 30%. Перед тем, как выйти из дома, мы обдумываем маршрут и решаем — пойти пешком, поехать на общественном транспорте или на своей машине. На общественном транспорте дешевле, пешком бесплатно.

В феврале-марте граждане Литвы ездили в Белоруссию и там на границе заправляли автомобили белорусским топливом… Но сейчас это не актуально, потому что налог на автомобиль «съедает» всю выгоду от таких поездок. Правительство предлагает «пострадать», в СМИ появляются статьи с советами как экономить топливо, но простые люди недовольны. Хотя мы очень терпеливые.

— Как обстоят дела с едой? Насколько известно, литовцы приезжали в Белоруссию в том числе и за более дешевыми продуктами питания.

— В магазинах проблем с продуктами сейчас нет. Да, некоторое время назад все в страхе стали закупать сахар, подсолнечное масло, соль. Эти продукты смели с полок. Люди запаниковали, стали закупать впрок, оборудовать свои подвалы на случай ядерной войны. Сейчас другая проблема — цены. Растут как на дрожжах. Хорошо, что я и мой муж работаем. Поэтому на нашем семейном бюджете новые цены пока не сильно сказались.

— Какая средняя зарплата в Литве?

— 1000 евро. На эти деньги можно прожить.

— Вам приходится на чем-нибудь экономить?

— Как покупала, так и покупаю, особо не экономлю, но если есть возможность, ее не упускаю. Сейчас задумываюсь, чтобы бросить курить — пачка сигарет еще недавно стоила 3,8 евро (334 рубля) сейчас цена выросла до 4 евро (352 рубля). Но, кроме меня, есть пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды — им живется нелегко.

Справка «МК» В марте 2022 года годовая инфляция (по сравнению с мартом 2021 года) составила 15,7%. По сравнению с мартом прошлого года, продуктовая корзина самых дешевых продуктов подорожала на 8,91 евро (784 рубля). Самым дорогом оказалось подсолнечное масло — его цена выросла на 64%, рапсовое масло на 58%, гречневая крупа — на 50%, сметана на 40%, молоко на 33%.

Как выживают пенсионеры

По словам еще одной нашей собеседницы — 60-летней Виктории, на деньги по инвалидности, которые выделяет государство, не прожить. Все сбережения уходят на оплату коммунальных услуг и лекарства.

— Виктория, на какую ежемесячную сумму вы живете сейчас?

— У меня вторая группа инвалидности, с конца прошлого года не работаю, так как уже не позволяет здоровье. Вообще, работала с 20 лет, в прошлом медицинский работник. Сейчас получаю ежемесячно пенсию по инвалидности около 460 евро (40 тысяч рублей). Через четыре года я официально выйду на пенсию и буду получать пенсию по старости — она должна быть немного выше.

— На что в основном уходят доходы?

— Квартплата, лекарства, еда.

— Из каких продуктов питания состоит ваша корзина?

— В основном молочные продукты (йогурты, масло, творог), фрукты (яблоки, цитрусовые), овощи (картофель, капуста, помидоры, огурцы), хлеб. Мяса практически не ем, потому что оно дорогое, и я его не очень люблю. Рыбу покупаю очень редко.

— Сколько денег оставляете в магазине?

— Если это только продукты первой необходимости — молочка, хлеб, овощи, фрукты — то, укладываюсь в сумму до 20 евро (1761 рублей). Если нужно покупать бытовую химию или бакалею (кофе, чай, масло), то трачу не менее 40 евро (3522 рублей).

— Последний раз сколько вы оставили в магазине?

— Последний чек из магазина: 400 граммов творога 2,39 евро (210 рублей), 2 йогурта по 59 центов (51,9 рублей), молодая капуста — 1,79 евро (157 рублей), яблоки — 2 евро (176 рублей), масло — 2,69 евро (236 рублей), майонез — 2,45 евро (215 рублей), картофель мытый чуть больше килограмма — 1 евро (88 рублей).

— Вы стараетесь экономить или берете любые продукты, не глядя на цены?

— Многие спасаются акциями, которые устраивают магазины. Перед тем, как идти за покупками, просматривают буклеты со скидками, которые распространяют продуктовые магазины. Например, сейчас дают 30% скидку на 3 литра подсолнечного масла, без скидки оно стоит 11,6 евро (1000 рублей), 25% на рыбное филе, без скидки оно стоит 13 евро (1165 рублей) за килограмм. Конечно, обращаю внимание на акции. Но на некоторых продуктах лучше не экономить, например, молочка и яйца.

— Вы сказали, что ваша основная часть доходов уходит на квартплату. Так сильно повысились цены за коммунальные услуги?

— Я проживаю в трехкомнатной квартире в спальном районе. Она мне досталась от родителей — у нас когда-то была большая семья. Когда я работала, могла ее оплатить, сейчас приходится сильно ужиматься, чтобы заплатить за коммуналку. Например, в марте за коммунальные услуги я заплатила 240 евро (21 129 рублей) из них 173 евро (15 230 рублей) — отопление. В начале года также пришел счет за вывоз мусора. Раньше оплачивала эту услугу на год вперед, в этом году приходится оплачивать по частям,иначе не вытяну. В общей сложности с мусором вышло более 280 евро (24 650 рублей). 

— Вы говорите, что являетесь инвалидом, много ли оставляете в аптеках?

— Раньше основную часть лекарств компенсировали, сейчас многие компенсации отменили. Например, у меня осталось по компенсации лекарство от давления. Без компенсации оно стоит около 50 евро (4 394 рубля), с компенсацией оплачиваю только 20%. Лекарства и так всегда стоили дорого, сейчас еще дороже. Недавно покупала лекарство от расширения вен и в аптеке оставила 20 евро (1757 рублей).

— На личные нужды что-то остается?

— Почти ничего. И с этим очень тяжело мириться. Когда я работала, могла в месяц потратить 100-200 евро на одежду. Сейчас экономлю, донашиваю то, что осталось от хорошей жизни. Когда-то могла себе позволить салон красоты раз в месяц — обходилось в 100 евро (10 тысяч рублей). Сейчас покупаю краску за 6 евро и крашусь дома сама.

— У вас есть дополнительные источники заработка?

— До санкций мне помогали родственники из России. Но после известных событий международная платежная система, которой мы пользовались, для россиян стала недоступной. Поэтому приходится рассчитывать только на себя и друзей, которые у меня здесь остались. 

https://www.mk.ru/social/2022/05/01/ukrainskie-bezhency-stali-diktovat-litve-svoi-poryadki-remontiruyte-mashinu-besplatno.html

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *