Как санкции ударили по благотворительности в Петербурге

Стремительный уход из России зарубежных компаний, санкции в отношении российских банков, отключение от платежной системы SWIFT, резкий рост курса валют — все это больно ударило по жизни внутри страны. Пострадали от этого не только секторы экономики, но и простые люди, а также те, кто им помогает — некоммерческие организации (НКО). «МК в Питере» поговорил с двумя представительницами благотворительных организаций и выяснил, как обстоят дела в этой сфере в эти непростые дни.

Учредитель благотворительного фонда «Дом с Маяком» Лида Мониава рассказала, что сейчас НКО оказались в плачевном положении — одним махом они лишились массы каналов помощи, не говоря о том, что скоро на пожертвования денег у людей просто не останется.

По словам Мониава, до начала спецоперации РФ на Украине у «Дома с Маяком» был запас средств на три месяца вперед. Но в конце февраля начался стремительный рост цен на зарубежные медицинские товары, а их запасы стали иссякать. Поэтому в фонде приняли решение закупить на все сбережения то, что может просто исчезнуть с прилавков в России.

«Мы приняли решение потратить все средства хосписа и открыть срочный сбор денег, чтобы закупить для 800 наших пациентов лекарства, расходные материалы, питание и оборудование на шесть месяцев вперед», — рассказала Мониава.

Пока у людей и компаний есть деньги, они стараются жертвовать НКО сразу по максимуму. Но радости в этом немного: по словам основательницы фонда, многие постоянные благотворители признаются — это годовой бюджет на пожертвования, и никакой гарантии, что деньги будут потом, дать нельзя.

«Несмотря на весь ужас вокруг, первые две недели марта был большой всплеск пожертвований — если раньше за выходные на счет “Дома с маяком” поступало 2-3 миллиона рублей, в прошлые выходные мы получили 10 миллионов рублей. У людей сейчас очень эмоциональное состояние, многие чувствуют вину, страх, неопределенность — в такой ситуации кому-то помочь, сделать что-то полезное — большая опора в жизни, люди охотнее жертвуют деньги», — отметила Мониава.

В фонде благодарны всем, кто откликнулся и смог даже увеличить пожертвования, но это не отменяет суровой действительности, в которой оказались все НКО в России. По словам собеседницы издания, санкции отрезали сразу целый ряд путей помощи со стороны благотворителей.

Первое, чего лишится фонд — пожертвования из-за рубежа. Из-за отключения SWIFT средства будет невозможно вывести с зарубежных счетов. Не смогут переводить деньги и те, кто уехал из страны — переводы с карт Visa и Mastercard из других стран в Россию стали невозможны.  

«Мы лишились большого количества ежемесячных платежей. Число благотворителей, которые уезжают из России и теряют возможность продолжать переводить нам пожертвования, увеличивается с каждым днем», — сказала Мониава.

Не лучше ситуация и с теми, кто остается в стране — иностранцы не смогут перечислять пожертвования из-за прекращения работы карт, выпущенных за границей, а у простых россиян скоро просто не останется денег из-за кризиса.

«Закончились программы корпоративной благотворительности от компаний, которые ушли из России. Очень многие компании, чьи названия вы в эти дни видели в новостях о прекращении работы в России, помогали “Дому с маяком”. Та же IKEA всего месяц назад помогала нам с мебелью для дневного центра хосписа», — отметила основательница фонда.

Также НКО лишится разом всех платформ, которые устраивали сборы пожертвований, зарубежных грантов — так, теперь невозможно получить уже выигранные средства от PayPal, а это 20 тысяч долларов, добавила Мониава.

Светлым лучом в эти темные дни для «Дома с Маяком» стала история одного благотворителя. Как рассказала основательница фонда, он смог перевести больше денег по совершенно неожиданной причине.

«Пришло сообщение: “Так вышло, что нашей компании санкции коснулись меньше всех, поэтому мы увеличим количество ежемесячной помощи”» — поделилась наша собеседница.

По ее словам, пожертвования от обычных россиян составляли основную часть бюджета фонда, а теперь многие люди лишаются работы, что снижает возможность тратить деньги на благотворительность. Кроме того, «Дом с Маяком» потерял каналы связи — Facebook и Instagram теперь запрещены в России, а именно там было более 50 тысяч активных подписчиков, которые помогали находить средства.

Однако в фонде не опускают руки. По словам Мониава, государство может спасти НКО от разорения, если примет ряд мер по аналогии с теми, что действовали в период пандемии. Среди них — освобождение от налога на страховые взносы, от налога НДФЛ. Это позволит сохранить 43 % от зарплат сотрудников фондов.

«Эти деньги можно было бы пустить на прямую помощь нуждающимся. Конкретно “Дом с маяком” смог бы в таком случае освободить 15 миллионов рублей в месяц на помощь детям», — объяснила Мониава.

Еще плачевнее дела обстоят у небольших организаций, существующих во многом за счет благотворительности. Директор петербургского социального приюта для девочек «МАША» Алла Амеличкина рассказала «МК в Питере», что пожертвования от иностранцев у них ограничились еще в 2018 году, поэтому надежда остается только на россиян.

«Трудности, конечно, есть, потому что люди в России разоряются, и пожертвования стали меньше. Насколько они сократились оценивать сложно, поскольку все еще только началось. Мы надеемся, что они сохраняться. Если сейчас они пропадут, мы тогда не выдержим», — призналась директор приюта.

В организации не особо рассчитывают на поддержку от государства, так как до сих пор у приюта нет даже льгот на оплату коммуналки или аренды. Если дела пойдут совсем плохо, в организации готовятся принимать помощь продуктами.

«Первоочередные статьи расходов — это оплата коммунальных услуг и аренды здания, которое мы занимаем. Большая часть платежей идет туда, потому что у нас нет никаких льгот. Пока у детей одежда и питание есть, но что будет дальше, мы не знаем. Если мы раньше принимали одежду в пожертвования, то наверно в данной ситуации придется принимать продукты долгого срока хранения», — заключила Амеличкина.

К росту цен готовятся не только в социальных организациях, но и простые горожане. Так, ранее «МК в Питере» рассказывал, как петербуржцы переключились с закупки гречи и сахара на зубную пасту и порошки.

https://spb.mk.ru/social/2022/03/17/kak-sankcii-udarili-po-blagotvoritelnosti-v-peterburge.html

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *