Миграционная система не успевает подготовиться к очередному авралу
От украинских граждан скоро начнут требовать каких-то российских документов. Фото со страницы Вячеслава Гладкова в «ВКонтакте»
Правозащитники предлагают скорректировать госпрограмму переселения соотечественников под беженцев из Украины. Прежде многие из них рассчитывали скоро вернуться домой и потому не занимались легализацией, а теперь начался вал обращений. Некоторые согласны, например, осваивать Дальний Восток, но из-за того, что они уже находятся в РФ, им не положены подъемные и ряд других выплат, есть трудности с оформлением родственников. Но главное, что, как и в 2014 году, миграционная система опять не готова к авралам.
Как стало известно «НГ» от правозащитников, украинцы начали активно подавать документы на различные правовые статусы. Причем расчет на скорое возвращение в родные места был лишь одной причиной.
Другая же заключалась в страхе, что любое сотрудничество с госструктурами РФ будет воспринято официальными властями Украины крайне негативно, за него последуют большие неприятности. Вот и сейчас те, кто все-таки получает в РФ разрешение на временное проживание (РВП), просят ставить штамп на каком-нибудь отдельном листе, но главное – не в украинском паспорте. Однако сроки окончания спецоперации действительно никому не известны, у кого-то уже разрушены дома, так что и ехать нечего. И главное, что вскоре заканчивается трехмесячный срок, в течение которого было разрешено находиться в России без регистрации. В дальнейшем за это полагаются протоколы, штрафы, признание нарушителями миграционного режима – и в итоге потенциальная депортация.
Большинство украинцев, по информации «НГ», решили обратиться к властям РФ за временным убежищем (ВУ) прежде всего потому, что так, по словам беженцев, «значительно дешевле». Оформление же РВП – процедура довольно затратная, а у многих нет рублей, украинские банковские карты заблокированы. Статус ВУ позволит людям законно работать в России, тем более что, несмотря на обещания отменить для украинцев требование брать трудовой патент, документального подтверждения этим планам пока не обнаружено.
«Необходимо ускорить отмену для украинцев патентов, что было анонсировано властями», – настаивают правозащитники. В региональных управлениях МВД по вопроса миграции, в свою очередь, подтверждают, что «соответствующего нормативного акта так и нет», следовательно, патенты все же нужны. По данным правозащитников, не решен и вопрос с пропиской: если в центрах временного убежища украинцев автоматом ставят на миграционный учет, то от тех, кто приехал самостоятельно или уже ушел оттуда, требуют документов о регистрации. Без них не оформляют ВУ, хотя прямо в законе данного требования и не установлено. Правда, само свидетельство о ВУ, напомнили эксперты, через год придется оформлять заново.
Так что лучшим вариантом для украинцев было бы вступление в госпрограмму переселения, чтобы можно было в упрощенном порядке получить гражданство РФ. И в 2014–2015 годах многие так и сделали, но, как выяснила «НГ», тогда условия были лучше. Скажем, подъемные выплаты, заложенные в госпрограмме, полагались всем участникам. Два года назад была сделана поправка: если человек вступает в госпрограмму из-за рубежа, то ему, помимо различных компенсаций и льгот, предоставляемых регионами, из федерального бюджета положены деньги – 20 тыс. руб. на самого участника и по 10 тыс. на каждого из членов семьи. Тем же, кто подает заявку уже из России, остается довольствоваться лишь дотациями от властей субъектов РФ. Например, это может быть компенсация трат на госпошлину, то есть несколько тысяч рублей.
Вопрос о включении украинских беженцев в госпрограмму требует пересмотра, уверена эксперт Форума переселенческих организаций Галина Рагозина. Она подтвердила «НГ», что сейчас подъемные «отменены для всех, кто в программу вступил на территории субъекта РФ», а стоило бы «вернуть их именно для украинских беженцев». Для этих людей важно, чтобы с них в первую очередь сняли финансовую нагрузку. Есть и другие неравенства: если переселенец вступает в госпрограмму по РВП, то туда включат и его родственников независимо от их статуса, а если по ВУ, то для участия в госпрограмме свидетельство о предоставлении убежища сперва должен получить каждый член семьи. Рагозина же считает, что следует вообще позволить включать в заявление на госпрограмму и тех родственников, которые сейчас находятся в Украине.
Уже многие украинцы, по ее информации, готовы ехать в восточные регионы России, но сейчас их туда вывозят общественники, помогают и работодатели, обещая помощь с адаптацией и обустройством. Выгода украинцев, согласных на тот же Дальний Восток, в том, что там они получат не только заработки и сертификаты на жилье, но и, по желанию, бесплатный гектар земли. Если скорректировать госпрограмму, чтобы вернуть повышенные подъемные, то тогда и количество желающих поехать выросло бы. В Ассоциации юристов России «НГ» сообщили, что с конца февраля к ним на горячую линию по оказанию бесплатной правовой помощи беженцам из Украины поступило более 6,5 тыс. звонков. И людей чаще всего интересовало: как восстановить утерянные документы, как устроиться на работу, какие есть тонкости в получении правовых статусов. И конечно, многих интересовала финансовая поддержка – пенсионные и социальные выплаты.
Как сказал «НГ» лидер движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров, вместо того чтобы заранее иметь полностью прописанные действующие механизмы репатриации соотечественников, власти РФ прямо сейчас в спешном порядке занимаются исправлением недостатков миграционного законодательства, в том числе упрощением процедур легализации. И он уверен, что ожидать чудес в виде оперативных мер со стороны бюрократизированной донельзя системы не стоит. Например, «разговоры о миграционной амнистии для беженцев, оказавшихся на территории России, к сожалению, пока не привели ни к каким существенным подвижкам, а число нуждающихся в срочной помощи только растет». Напомним, что ранее депутат Госдумы из «Единой России» Константин Затулин предложил провести такую амнистию для украинцев, не имеющих в РФ легального статуса, а это приблизительно миллион человек, считая с 2014-го по сей день. Ожидалось, что проект может быть рассмотрен в начале апреля, но пока ничего так и не сделано. «В условиях нарастающего социально-экономического кризиса система все более активно переходит в ручной режим управления всеми сферами жизни, хотя с экранов нас и пытаются заверить в обратном. Вполне допускаю, что в случае с беженцами также может понадобится прямое указание председателя правительства или даже президента», – заявил «НГ» Федоров.
Однако миграционный эксперт Михаил Бурда убежден, что любая форма миграционной амнистии – это крайне пагубное явление. Если провести ее для украинцев, то возникнет волна подобных пожеланий и от других государств, граждане которых часто представляют собой нелегальных мигрантов. Что же касается совершенствования госпрограммы по переселению, то это и без того, по его мнению, «является вопросом самого ближайшего времени». Бурда напомнил, что есть два законопроекта, имеющие отношение к соотечественникам, – президентский и тот же затулинский. «Несмотря на имеющиеся различия, где-то даже принципиальные, они, тем не менее, направлены на существенную корректировку действующей программы с целью ее упрощения», – отметил эксперт. Он полагает, что временные рамки пребывания украинских граждан в РФ будут корректироваться МВД в «ручном режиме» – с учетом происходящих событий в рамках спецоперации. При этом Бурда не считает, что украинцев, находящихся в России в разных миграционных статусах, в том числе и как беженцев, будут подвергать каким-то жестким административным процедурам. Между тем, по его словам, практика предоставления определенных преференций украинским беженцам уже «существует в миграционном законодательстве с самого начала конфликта ДНР и ЛНР с киевским режимом».
https://www.ng.ru/politics/2022-04-27/1_8428_refugees.html